Дербент — древнейший город мира и самый южный город России, занимающий узкий коридор между Каспием и горами Дагестана. Такое расположение подарило Дербенту богатую историю и живописные виды.
В 2003 году ЮНЕСКО признало старую часть Дербента всемирным наследием человечества.
Первые упоминания о городе найдены в древнегреческих источниках, которые относятся к IV веку до нашей эры.
Существует Старый и Новый Дербент со своими неповторимыми улицами, современной и древней архитектурой, уникальными достопримечательностями и климатом.
Добро пожаловать в Дербент !
Цитадель Нарын-кала
Цитадель Нарын-кала является одной из самых известных и посещаемых цитаделей на территории Дагестана, России и всего Кавказского региона. Она имеет богатую историю, уходящую корнями в глубину веков.
Нарын-кала была построена в VI веке н.э. и служила главным оборонительным сооружением древнего города Дербента. Изначально она была возведена как крепость для защиты от набегов кочевников с севера. Однако со временем крепость превратилась в крупный торговый центр, через который проходили торговые пути между Востоком и Западом.
В средние века цитадель Нарын-кала являлась резиденцией халифов и правителей Дербента, а также важным религиозным центром. Здесь располагались мечети, медресе, мавзолеи и другие религиозные сооружения.
С течением времени крепость неоднократно подвергалась нападениям и разрушениям со стороны различных завоевателей, таких как арабы, монголы и турки-османы. Однако каждый раз цитадель восстанавливалась и продолжала играть важную роль в жизни города и региона. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов со всего мира, чтобы увидеть своими глазами это уникальное историческое наследие.
Архитектурный стиль цитадели Нарын-кала сочетает в себе элементы персидской, арабской и турецкой архитектуры. Основные элементы сооружения выполнены в виде мощных стен с зубцами и бойницами, а также массивных башен, расположенных по периметру крепости. Внутри цитадели находятся многочисленные археологические памятники, среди которых мечеть Джума, мавзолей Халид ибн аль Валида, а также руины древнего дворца правителей.
Одним из наиболее значимых объектов является подземная система водоснабжения, которая до сих пор обеспечивает водой жителей города. Крепость имеет высоту до 20 метров и толщину до 3,5 метров, что делает её практически неприступной.
Магалы (кварталы) старого города
Одной из главных достопримечательностей Дербента являются магалы – старинные кварталы, которые являются неотъемлемой частью исторического наследия города.
Магалы – это традиционные кварталы старой части города, которые имели свою внутреннюю структуру и особенности. Каждый магал был обособлен от других и имел свои границы, определяемые улицами и переулками. В каждом магале проживали представители определенной профессии или социальной группы.
История магалов Дербента уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период средневековья магалы были важными центрами ремесла и торговли, а также местами проведения культурных и религиозных мероприятий. Со временем магалы утратили свою торговую функцию, но сохранили культурную и историческую значимость.
Архитектура магалов уникальна и неповторима. Она представляет собой смесь различных стилей и эпох, начиная от средневековых строений и заканчивая постройками XIX-XX веков. Основными материалами для строительства являлись камень и кирпич, а фасады домов украшались разнообразными орнаментами и узорами.
Джума мечеть
Джума мечеть является одной из старейших и красивейших мечетей мира. Этот уникальный памятник исламской архитектуры и культуры был построен еще в 734 году и до сих пор является символом веры и духовности для мусульман Дагестана.
Строительство Джума мечети началось в 7 веке и было связано с распространением ислама в регионе. Ее основателем считается арабский полководец Маслама ибн Абд аль-Малик, который завоевал Дербент и поручил построить мечеть. В течение многих веков мечеть неоднократно перестраивалась и реставрировалась, что привело к тому, что ее внешний вид изменялся и дополнялся новыми элементами.
Джума мечеть представляет собой классическую архитектуру мусульманских мечетей с четырьмя минаретами и одним куполом. Ее главная особенность – это огромный прямоугольный зал с 62 колоннами и куполом диаметром 19 метров. Колонны сделаны из местного камня и украшены различными узорами и надписями. Интерьер мечети украшают многочисленные мозаики и росписи, выполненные с использованием традиционных мусульманских мотивов. На стенах и сводах можно увидеть изображения цветов, деревьев, птиц и геометрических орнаментов. Кроме того, в мечети есть множество декоративных элементов, таких как арки, ниши и резные колонны.
В настоящее время Джума мечеть находится в хорошем состоянии и является действующей мусульманской святыней. Она открыта для посещения туристов, которые могут ознакомиться с историей и культурой Дагестана, а также принять участие в религиозных обрядах и молитвах.
Дербентский маяк
Дербентский маяк — это один из самых старых маяков России. Он был построен в далеком 1853 году и с тех пор является неотъемлемой частью истории и культурного наследия региона.
Маяк был построен для обеспечения безопасности мореплавания на Каспийском море. В те времена Дербент был одним из ключевых портов России на каспийском побережье и имел важное стратегическое значение. Маяк был возведен на острове Чечень, который находится вблизи города Дербент.
Первоначально маяк представлял собой деревянную башню высотой около 20 метров. На вершине башни располагался фонарь с масляными лампами, который служил источником света для кораблей. В 1874 году маяк был перестроен в каменную башню, а в 1910 году на его месте была возведена новая бетонная башня высотой 30 метров.
С момента своего создания Дербентский маяк играл важную роль в обеспечении безопасности мореплавания и торговли на Каспийском море. Он служил ориентиром для кораблей, идущих в порт Дербента или следующих по Каспию. Благодаря маяку, навигация на этом участке моря стала гораздо безопаснее, что способствовало развитию торговли и экономики региона.
Сегодня Дербентский маяк продолжает выполнять свою основную функцию — служить ориентиром для судов. Маяк является не только историческим памятником, но и символом развития судоходства и торговли на Каспийском море. Его история тесно связана с историей города Дербент и всего региона в целом.
Экраноплан Лунь
Экраноплан — это уникальное транспортное средство, которое сочетает в себе свойства самолета и корабля. Оно способно перемещаться по воздуху, используя экранный эффект — подъемную силу, возникающую при движении вблизи поверхности земли или воды.
Одним из самых известных экранопланов в мире является российский “Лунь. Главной целью проекта было создание мощного ударного экраноплана, способного выполнять различные боевые задачи. Строительство “Луня” началось в 1983 году на опытном заводе “Волга” в Нижнем Новгороде, и уже через три года он был готов к испытаниям.
Длина “Луня” составляет 73,8 метра, размах крыльев — 44 метра, а высота — 19,2 метра. Экраноплан способен развивать скорость до 500 км/ч и перевозить до 100 тонн груза. Он оснащен двумя турбореактивными двигателями НК-87, каждый из которых имеет тягу в 13 тонн.
Изначально “Лунь” предназначался для использования в качестве ударного средства для борьбы с кораблями противника. Однако после распада СССР и сокращения оборонного бюджета, экраноплан был выведен из эксплуатации и заброшен.
В последние годы интерес к экранопланам вновь возрастает, особенно в связи с развитием новых технологий и материалов. Такие аппараты могут стать более экологичными и экономичными, обеспечивая при этом высокую скорость и грузоподъемность.
Экранопланы, подобные “Луню”, имеют большой потенциал для развития в будущем. Они могут использоваться в различных областях, от грузовых перевозок до туристических маршрутов.