Магалы – старый город Дербента и объект для историко-культурного туризма

Культура Дербента

Авторы

Ефимова Я.С.  — Гид — экскурсовод, Республика Дагестан, РФ, г. Махачкала

Оганесян З.В. — Студентка архитектурного факультета, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, г. Астрахань

Бондарева Н.И. — Научный руководитель канд. пед. наук, доцент, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, г. Астрахань

Дербент и его Магалы

Дербент и его Магалы являются уникальным примером материальной культуры и выдающимися объектами культурного наследия России. Вопросы о развитии Дербента и его старого города (район Магалов) особенно в последнее время получили возрастающий интерес со стороны учёных, историков, общественных деятелей и поклонников историко-культурного туризма. Это, в свою очередь, предполагает дальнейшую работу над созданием качественной обобщённой картины градостроительного развития Дербента, в том числе и его Старого города – Магалов.

В связи с этим сформулирована цель исследования: изучение Магалов Дербента с точки зрения их градостроительного развития и перспективного объекта для историко-культурного туризма. Для реализации поставленной цели сформулированы задачи: во-первых, кратко осветить градостроительное развитие Дербента, во-вторых, изучить историю Магалов как целостного памятника материальной культуры, в-третьих, рассмотреть Магалы Дербента в качестве объекта для развития историко-культурного туризма.

Градостроительное развитие Дербента

Приступим к реализации первой задачи о градостроительном развитии Дербента. Дербент – город-музей, который расположен на берегу Каспийского моря, его летоисчисление началось пять тысячелетий назад. Именно поэтому он является самым древним городом России. Еще в древние времена здесь проходил караванный путь из Европы в Азию. В этом месте горы вплотную подходят к морю, оставляя узкий проход вдоль берега, делая это место не только важной стратегической точкой на Каспии, но и местом, где развивался город как таковой [1]. Сложение исторической топографии города началось еще в глубокой древности. Раскопки показали, что обживание вершины Дербентского холма в нынешнем районе Цитадели датируется эпохой ранней бронзы (3500-2500 лет до н.э.). Однако эти древние поселения, как и поселения переходного этапа от бронзового к железному веку, не были связаны непосредственно с формированием исторической топографии города и не оказали влияния на ее развитие.

Только к концу VIII – началу VII вв. до н.э. на Дербентском холме сформировалось первое укрепление. Его планировка, территория застройки и фортификация легли в основу одной из основных частей структуры средневекового города. Речь идет о крепости Нарын-Кала. Стены крепости, сложенные из крупного местного камня-ракушечника, тянутся вдоль краев крутых склонов Дербентского холма. Появление на Дербентском холме мощных укреплений, связанных со слоями VIII- IX вв. до н.э. появились в качестве ответной меры на вторжение кочевых племён киммерийцев и скифов. При Сасанидах возводилась уже раннесредневековая цитадель, которая практически полностью повторила конфигурацию стен древней крепости. Возникновение столь мощного фортификационного сооружения, положившего начало формированию Дербента, было связано с активизацией кочевников в степях Северного Причерноморья и Предкавказья [2].

В 735 г. арабский полководец Маслама-Бен-Абдул-Малик овладел Дербентом, захваченным к этому времени хазарами. Город был заселен арабскими переселенцами и разделен на девять магалов, в каждом из которых была построена мечеть. Кроме того, была сооружена большая соборная Джума-мечеть. В 944 г. Дербент был захвачен ширван-шахами. В XI в. Дербент захватили турки-сельджуки. А в XIII в. (1136-1225 гг.) Дербент попадает под власть азербайджанской династии пехлеванидов. В 1239 г. Дербентом овладевают монголы. Дербент жил замкнутой, скрытной от посторонних глаз, жизнью и сточки зрения архитектурного и градостроительного развития не претерпевал изменений. В XIV в. Дербент вновь попадает под власть ширваншахов, при которых восстанавливаются городские укрепления и строятся в городе новые мечети.

С XIV в. в Дербенте существовала почта, а также стала обретать внятность дорожная структура. Это послужило большому притоку купцов, что в свою очередь способствовало процветанию города и некоторому расширению его городской застройки. Так же развивалась портовая зона Дербента, так как в его гавань входило множество торговых судов. В XVI в. Дербент был присоединен к Персии. В борьбу за него вступает Турция, которой удалось в 1578 г. овладеть городом. За время турецкого господства Дербент пришел в упадок [1].

В начале XVII в. Дербент вновь перешёл к персам. О градостроительном устройстве этого периода мы узнаём из знаменитой книги Адама Олеария, посетившего Дербент в 1638 г. в составе посольства герцога Шлезвиг-Гольштинского Фридриха в Московию и Персию. Эта книга содержит в себе письменные комментарии автора, а также гравюры и планы городов, в том числе и гравюру Дербента.

Дербент. Гравюра Адама Олеария. 1638 г

На гравюре 1638 г. Дербент выглядит как чётко сформированная градостроительная структура, вытянутая узкой полосой между горами и морем, разместившаяся между двумя мощными стенами. В пределах этой градостроительной структуры имеются внутренние стены, с чёткой ориентацией юг-север, которые делят его на верхний плотно застроенный жилой район (магалы), примыкающий к цитадели, свободный участок (пригород) и прибрежную зону.

В начале XVIII в. Дербент стал частью серьёзных политических интересов России. Это связано со знаменитым Персидским походом Петра Первого.

План Дербента 1722г [3]

На момент приезда Петра Первого планировка города представляла крепость, вытянутую с запада на восток, в центре которой были организованы жилые кварталы. За пределами крепостных стен с северной и южной сторон так же была сформирована жилая застройка. Император жил в двухкомнатной землянке, которая была выстроена солдатами в ста метрах от моря [2]. После приезда русского императора город стал активно развиваться в северном и южном направлениях.

На карте 1740 г. видно, что южные и северные районы Дербента за пределами крепости (особенно в участках возле моря) обрели регулярную планировочную структуру. В прибрежной части крепости возле порта появился бастион, отвечающий европейским градостроительным традициям (на рис. под знаком С). К 1747 г. Дербент, после борьбы за свою независимость с южными государствами становится центром Дербентского ханства.

План осады Дербента 1796 г [3]
                                                 План осады Дербента 1796 г [3]

На плане осады Дербента (1796 г.) видно, что к этому времени территория города увеличилась, пытаясь удержать регулярную систему улиц и кварталов. Появились постройки близ береговой линии Каспия. 

В 1813 г. после присоединения Дербента к России его экономика стала развиваться. В связи с этим город стал благоустраиваться. В 1848-м – 1849-м г. был проведён водопровод, а в 1853-м г. по проекту Савиничева был построен Маяк, который до сих пор действует и является памятником культурного наследия федерального значения.

На данный момент городской участок Дербента имеет территорию площадью в 821 км² и делится на такие районы, как Магалы (Старый город), Аваин, Карьер, Проспект, Южный район и Коньячный район.

Современный Дербент сохранил общую концепцию развития городских структур, которые развиваются в северном и южном направлениях, где градостроительным ядром выступают такие объекты материальной культуры, как Цитадель Нарын-Кала и Магалы.

История Магалов как целостного памятника материальной культуры

Решая вторую задачу, кратко осветим историю Магалов как целостного памятника материальной культуры, который местными жителями называется ещё и как «Старый город». Отметим, что Цитадель Нарын-Кала и Магалы Дербента выступают в качестве целостного скопления памятников архитектуры. Это позволяет, во-первых, рассматривать Дербент перспективным местом для будущих научных исследований, где могут изучаются самые различные вопросы, в том числе могут быть рассмотрены проблемы генетики городской среды. Во-вторых, развивать маршруты в области историко-культурного туризма.

Вернёмся к историческому освещению Магалов. В так называемый арабский период (VIII в.) Дербент делился на такие район, как цитадель, шахристан (нынешние магалы) и рибостан (так называемый пригород, тяготевший к приморской части, в котором вплоть до 1806 г. практически никто не проживал). Шахристан был разбит на «кисмы», то есть на кварталы, каждый из которых носил названия того или иного этноса. Уже к этому времени кисмы были замощены камнем. Это были кварталы Демешки (проживали поселенцы из Дамасска), Фалестини (проживали поселенцы из Палестины), Хомиси (проживали поселенцы из Хомса – города в Сирии), Кейсари (проживали поселенцы из Кейсарии – города центральной Анатолии, ныне – Турции), Джезирэ (проживали поселенцы из аль-Джезири – исторической области северной части Междуречья Тигра и Ефрата), Мосыли (проживали поселенцы из Мосулы – города севера Ирана), Иордани (поселенцы – выходцы из Иордании, Куфи (проживали жители из Куфи – город в Ираке), Хазарии (проживали поселенцы из Хазарии) [4].

В XII–XIII вв., в период тюркского правления эти кварталы получили название «мяхялля». Принцип их названия значительно расширился. Кварталы, указывающие на этнический принцип, были названы, как Баят-мяхялляси (от племени баятов), Микри- мяхялляси (от племени микри). Кварталы, указывающие на рельеф местности: Орта-тяпя-мяхялляси (квартал на среднем холме), Чахар-тяпя-мяхялляси (квартал на четырех холмах). Кварталы, названные по функционально-социальному признаку: Месджид аралыгы (Мечетский проулок), Налбянд аралыгы (Кузнечный проулок), Хамам аралыгы (Банный проулок), Базар аралыгы (Базарный проулок) [5].

К началу XIX в. кварталы старого города получили название – Магалы. Для удобства каждый из них был пронумерован от первого по девятый. Отметим, что среди коренного населения Магалов до сих пор сохранились тюркскоязычные названия. Практически в каждом магале имелись квартальные (магальные) мечети и примечетские школы (мектеб). На территории Магалов, в композиционном центре старого города расположена Соборная мечеть –Джума-мечеть – старейшая мечеть России. Она является доминантой как в архитектурно-градостроительном аспекте, так и в историко-культурной значимости.

С точки зрения градостроительной характеристики о Магалах можно сказать следующее. Их отличала чрезмерная уплотнённость и скученность жилой застройки, бессистемное извилистость и переплетение узких улиц, которые нередко заканчивались тупиками. На территории Магалов размещались караван-сараи (не сохранились), торговые площади с торговыми рядами и ремесленными мастерскими. Самая знаменитая из которых находилась возле Килисы-мечети (магал 7) [6].

Так же на территории Магалов были архитектурно оформлены следующие водные источники. Пейник-булаг на территории пятого магала/ квартал 117, предположительно созданный ещё во время шаха Аббаса Великого (рубеж XVI — XVII вв.) [7]. Родник Хан-булаг, расположенный в девятом магале/ квартал 144 [8]. На территории Магалов располагались бани. Все они были снабжены бассейнами с холодной и горячей водой, имели систему водоотведения. Одна из них – мужская ныне действующая баня, расположенная напротив Кырхляр мечети на треть своей высоты заглублена в землю [9].

Жилая застройка Магалов имела определённую типологию, характеризующуюся входом во внутренний дворик на первом этаже, который не имел оконных проёмов, что превращало его в своеобразный бастион. Чаще всего дом строился в глубине двора, куда он выходил своим фасадом. Если же дом строился близко к улице, то он выходил на нее обязательно глухой стеной. Жилые помещения домов – часто с ассиметричной планировкой, располагались на втором этаже. Дома жилой застройки выстраивались из местного камня в виде крупных блоков, отесанных вручную. Многие входные проёмы украшены резным камнем с арабскими письменами. Плоская кровля магальных домов формирует историко-культурную среду Старого города [10].

Градостроительный и архитектурный облик Магалов Дербента дошёл до наших дней практически без изменений.

Магалы Дербента — объект для развития историко-культурного туризма

Приступим к реализации третьей задачи о рассмотрении Магалов Дербента в качестве объекта для развития историко-культурного туризма. Отметим, что сам термин «историко-культурный туризм» получает всё большее основание в профессиональном и научном лексиконе. Объектами культурно-исторического туризма становятся памятники архитектуры, города с богатой многовековой историей, культурные пространства поселений. Таким пространством для культурно-исторического туризма являются Магалы Дербента.

Несмотря на то, что улицы Магалов, их застройка сохранили старинную градостроительную структуру и архитектурный облик, они по-прежнему заселены жителями. Для достижения комфортного проживания, Магалы претерпели ряд разного рода мероприятий в области инженерной реконструкции. В результате проведенных работ были установлены электросети, система водоснабжения и водоотведения, а также развернуты службы коммунального хозяйства.

В данной статье будут предложены три маршрута, которые мы относим к разряду культурно-исторических: «Мечети Магалов Дербента», «Памятники архитектуры жилой застройки Магалов Дербента», «Общественные пространства Магалов Дербента». Траектории этих экскурсий выделены на «Схематической карте Магалов Дербента».

Экскурсия «Мечети Магалов Дербента» (1-й Маршрут) предлагает возможность увидеть уникальные в своём роде исторические мечети: Мечеть с минаретом – Минаря-мэсджиды, Килиса-мечеть и Джума-мечеть. Все они представляют большую ценность для отечественного культурного наследия.

Мечеть с минаретом – Минаря-мэсджиды (VIII в.) расположена в девятом магале, рядом с воротами Джарчи-капы.

Главной особенностью мечети является минарет, нижняя часть которого имеет квадратную форму, а чуть выше продолжается цилиндрическим объёмом. Верхняя часть минарета украшена арабскими письменами [12].

Килиса-мечеть, расположившаяся в седьмом магале, датируется XVII-началом XIX вв.

Килиса-мечеть имеет прямоугольную в плане форму. Здание мечети имеет перекрытие в виде пологих каменных сводов. Мотив стрельчатых арок в дверных и оконных проёмах подчёркивает изящество здания мечети [13].

Джума-мечеть (VIII в.), расположенная в седьмом магале, является самым древним мусульманским святилищем Дербента.

Впечатляющая и могущественная, эта мечеть славится своей уникальной архитектурой [14]. Примечательно, что при переуплотнённой застройке Магалов, для территории Джума-мечети было выделено достаточно большое пространство.

Экскурсия «Памятники архитектуры жилой застройки Магалов Дербента» (2-й маршрут) предоставляет уникальную возможность познакомиться с объектами жилой застройки, узнать специфику и особенности устройства жилых домов кварталов Старого города. Как было сказано выше, жилая застройка Магалов имела переуплотнённый характер, оборонительный облик и ассиметричную структуру внутри дворового пространства. Основу второго маршрута будут составлять жилые дома, которые имеют статус памятника архитектуры регионального и федерального значения.

Дом жилой конца XIX в. имеет угловую постановку на территории первого магала, является памятником регионального значения.

Первый этаж дома в традициях магальной застройки не имеет окон. Над входной зоной выделяется замковый камень удлинённой формы. Окна второго этажа устроены лучковыми перемычками.

Дом имеет плоскую крышу. Дом жилой конца XIX в. расположенный в 114 квартале первого магала является памятником культуры регионального значения.

Данный объект является примером более поздней разработки жилой магальной застройки, сохраняя при этом строительные традиции Магалов.

Жилой дом конца ХIХ в. памятник регионального значения расположен в пятом магале (квартал 118, дом 12).

Данная постройка, сохраняя традиции магальной жилой застройки, представляет собой пример разработки классицистического архитектурного стиля на территории Старого города. Это выражается в зоне второго этажа главного фасада, где классицистическую стилистику подтверждают оконные проёмы с лучковыми перемычками и их изящные наличники, а также строгий карниз под плоской кровлей.

Третьим историко-культурным маршрутом станет экскурсия «Общественные пространства Мангалов Дербента» (на схеме маршрут № 3). Важным фактом является то, что несмотря на уплотнённых характер застройки Магалов, в нём нашлось место для общественных пространств. В качестве объектов для третьего маршрута могут стать: Девичья баня, построенная в восемнадцатом веке в седьмом магале – памятник федерального значения; Старинная восточная баня (мужская, VIII в.) – памятник федерального значения; Родник Пейник-булаг, возведённый на рубеже XVI — XVII вв. в пятом магале — памятник регионального значения.

Девичья баня. XIII в [18]

Старинная восточная баня (мужская) VIII в [19]

Родник Пейник-булаг на рубеже XVI — XVII вв [20]

Заключение

В заключении статьи отметим следующее. Во-первых, Дербент является уникальным пространством с точки зрения историко-культурного, в том числе и градостроительного развития. Культурным и градостроительным ядром Дербента выступают Цитадель Нарын-Кала и Магалы – кварталы Старого города.

Во-вторых, Магалы Дербента являются уникальным явлением и с точки зрения градостроительных характеристик, и сточки зрения сохранения культурных традиций, что позволяет отнести их к целостному памятнику материальной и духовной культуры.

В-третьих, в статье предложены такие экскурсионные маршруты, как «Мечети Магалов Дербента», «Памятники архитектуры жилой застройки Магалов Дербента», «Общественные пространства Магалов Дербента». С нашей точки зрения предложенные экскурсионные маршруты могут стать основой для разработок экскурсий, которые будут отвечать критериям историко-культурного туризма.

Список литературы

1. Керимов А.К. Мой город Дербент. Прозерпина, Москва 1994 – с. 247

2. Кудрявцев А.А. Великий город на Каспии, Махачкала 1982 г. с.179

3. Гусейнов Г. Энциклопедия города Дербента, — Москва, 2009 .

4. Кудрявцев А.А. К88 Феодальный Дербент: Пути и закономерности развития города в VI — середине XIII в.— М.: Наука, 1993. — 320 с.

5. Кудрявцев А. А. Древний Дербент. М., Наука, 1981. – 174

6. Кудрявцев Е.А. Город Северо-Восточного Кавказа в XV-XVIII вв.: По материалам Дербента, диссертация канд историч. Наук. М.-2000, 250с.

7. Родник Пейник-булаг. Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/rodnik-pejnik-bulag

8. Родник Хан-булаг. Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/rodnik-han-bulag

9. Мужская баня магалов Дербента. Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/muzhskaya-bazarnaya-banya

10. Жилая застройка магалов. Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/dom-zhiloj-2

11. Карта Дербента с улицами и номерами домов-Яндекс Карта, Режим доступа: https://yandex.ru/maps/11007/derbent/?ll=48.288776%2C42.057669&z=13

12. Мечеть с минаретом-ГБГ РД «Дербентский музей заповедник», Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/mechet-s-minaretom

13. Килиса-мечеть -ГБГ РД «Дербентский музей заповедник» https://derbentmuseum.ru/monuments/kilisa-mechet.

14. Джума-мечеть-ГБГ РД «Дербентский музей заповедник» Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/dzhuma-mechet.

15. Дом жилой, Режим доступа: https://makederbent.ru/magal1kvartal58dom29 .

16. Дом жилой. Режим доступа: https://makederbent.ru/magal1kvartal114dom79.

17. Дом жилой. Режим доступа: https://makederbent.ru/magal5kvartal118dom12.

18. Девичья баня. — ГБГ РД «Дербентский музей заповедник», Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/devichya-banya.

19. Сторинная восточная баня(женская)- ГБГ РД «Дербентский музей заповедник», Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/starinnaya-vostochnaya-banya-zhenskaya.

20. Родник Пейник-булаг. Режим доступа: https://derbentmuseum.ru/monuments/rodnik-pejnik-bulag.

Заказать тур
Турбери